Нельзя чему-то научить человека,
можно только помочь ему сделать
для себя это открытие.
Галилео Галилей
Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она в состоянии дать школьнику основные базовые ориентиры основных знаний. Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшего самообразования.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.
Основная и очень ответственная задача учителя, использующего технологию, раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым.
Учитель – профессионал должен не только знать основные положения дидактики, владеть методикой преподавания школьного предмета, но и уметь использовать на практике передовой педагогический опыт, к числу которых, несомненно, относятся и новые технологии обучения.
Педагогический коллектив должны внедрять такие технологии обучения, в основе которых лежит личностно – деятельный подход, опирающийся на интегральный принцип единства личности, психики, сознания и деятельности, являющийся основополагающим дидактическим принципом, определяющим развитие критического творческого мышления, умения разрешать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе, раскрывать свои потенциальные природные возможности.
Выбор инновационных технологий должен быть свободным, но определяться основополагающими критериями профессиональной деятельности.
Инновационный процесс должен носить управляемый характер.
Одной из актуальнейших проблем педагогики является качество образования: уровень предметных и общих знаний и умений школьников, их ценностные ориентации. Анализ проблемы позволяет выделить целый ряд причин ее возникновения и сгруппировать их следующим образом: слабая мотивация учения, недостаток времени, индивидуальные и типологические особенности школьников, неразвитость умений и навыков познавательной деятельности, неэффективная организация учебного процесса со стороны преподавателя. Представляется целесообразным проанализировать, возможно ли устранение причин проблемы на школьном уровне и как это сделать в нынешних условиях.
Все преподаватели центра языковой подготовки стремятся к улучшению качества преподавания, благодаря изменению подходов к обучению, переходу на личностно-ориентированную парадигму, внедрению учебников нового поколения и новых технологий обучения, построенных на компетентностном и деятельностном подходах.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Цель коммуникативного подхода – овладение языком как средством коммуникации, формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности гибко и эффективно пользоваться иностранным языком в целях понимания и передачи информации, язык должен изучаться в действии, в условиях, моделирующих реальные жизненные ситуации.
Цель личностно-ориентированной технологии – дифференцированный подход к обучающимся, учет его потребностей, возможностей, склонностей, мотивация обучающихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации.
Методы активного обучения |
Инновационные формы обучения |
кейс-стади |
тренинги |
метод учебной дискуссии |
дискуссионное обсуждение проблем |
метод проектов |
мастер-классы |
методы проблемного обучения |
имитационные технологии |
метод мозгового штурма |
творческие мастерские |
приемы развития критического мышления |
технология проблемного обучения |
СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(Автор технологии М. М. Жанпеисова)
Педагогическая технология содержит в своей основе идею воспроизводимого обучающего цикла. В его содержание входят:
1) общая постановка цели обучения;
2) переход от общей формулировки цели к ее конкретизации;
3) предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся;
4)совокупность учебных процедур (на этом этапе должна происходить коррекция обучения на основе оперативной обратной связи);
5) оценка результата.
Благодаря этому, учебный процесс приобретает «модульный» характер, складывается из обособленных блоков, имеющих общую структуру, но разное содержание.
Последовательность:
Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую их трех структурных частей: вводной, диалогической и итоговой.
Схематически учебный модуль выглядит так:
Вводная часть (ввод в модуль, тему) |
Диалогическая часть (организация познавательной деятельности учеников преимущественно через диалогическое общение) |
Итоговая часть (контроль) |
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных по учебной программе на тему. Наиболее оптимальным является учебный модуль, состоящий из 7-12 часов
Как мы отмечали ранее, особенность учебного модуля состоит в том, что на вводнvю часть при любом количестве часов отводится 1-2 часа (урока), итоговvю - 2-3 часа. Все оставшееся время (от 3 до 17 часов учебного времени) отводится на диалогическvю часть.
Предположим, учитель разрабатывает учебный модуль на 9 часов. Один час отводится на первую часть модуля - вводнvю, два часа учебного времени - на итоговvю часть, 6 часов - на диалогическvю часть.
Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» – от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску (в некоторых случаях - элементам исследовательской деятельности) дает возможность каждому ученику усвоить учебный материал
Второй особенностью конструирования учебного модуля является система подготовки учителя.
Учитель, определив количество часов на один учебный модуль, начинает его конструировать, продумывая цель, содержание и результаты, а также форму организации уроков данного модуля.
Предварительная работа учителя состоит из следующих шагов-действий:
1-й шаг: Выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения.
2-й шаг: Изучение всего содержания учебного материала по данному модулю.
3-й шаг: Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю. Определение их взаимосвязи и взаимозависимости.
4-й шаг: Составление опорных схем по всей теме
5-й шаг: Составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля.
6-й шаг: Составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для зачета (можно заменить диктантом, контрольной работой в зависимости от специфики учебной дисциплины).
7-й шаг: Разработка диалогической части. Подбор активных форм обучения. По содержанию изучаемого учебного материала разрабатываются задания первой степени сложности, средней степени сложности и задания повышенной степени сложности с элементами поискового (исследовательского) обучения для каждого ученика.
Главным направлением моей работы как учителя казахского языка и литературы является повышение качества и результативности обучения. Осуществление данной цели связано с успешным выполнением целого ряда задач, реализуемых учителями и лежащих в основе плана работы ШМО на текущий учебный год. Важный фактор повышения качества образования – это внедрение новейших технологий в учебный процесс. Здесь следует отметить, что большинство из них давно используются в процессе преподавания казахского языка и на данный момент проходят этап совершенствования, расширения и модернизации. Анализ педагогической деятельности учителей показал, что в учебном процессе используются все основные личностно-ориентированные технологии обучения. Однако преподавание такого предмета, как казахский язык, требует гибкого и творческого подхода к применению новейших технологий, поэтому практическое использование каждой из них имеет свою специфику в различных возрастных группах учащихся. При этом наиболее универсальной технологией, продуктивно используемой на всех учебных параллелях, является модульная технология М.М. Жанпеисовой. Основной учебный период - модуль. На протяжении ряда лет основной образовательной технологией, применяемой мной на уроках, является модульная технология обучения М.М.Жанпеисовой, ориентированная на личностное развитие ребенка. Предполагается, что выявление возможностей модульного обучения в развитии познавательных способностей субъектов образования на уроках казахского языка позволит:
У школьников способности к изучению языка не одинаковы: одним язык дается легко, другим — с большим трудом. Следует отметить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д.
Мною применяются методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный, преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум. Технология предусматривает прежде всего активное применение коммуникативного подхода в учебном процессе, который является основополагающим в преподавании казахского языка. Система занятий согласно технологии обучения строится на базе модульных структур уроков, большинство из которых являются ведущими в ходе обучения казахскомуязыку, так как оптимально сочетают в себе традиционные и новейшие продуктивные методики преподавания. К таким типам урока относится проблемный семинар, урок-собеседование, урок-лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра, урок-самопроверка и др. Среди предметно-ориентированных технологий особо следует выделить технологию интерактивного обучения, также активно используемую всеми учителями. Под данной технологией понимают систему организации занятий в форме учебных игр (ролевая, деловая и т.д.), в результате которой создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха. Игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков. Программно-методическим обеспечением применения всех вышеупомянутых технологий являются прежде всего УМК по каждой учебной параллели, включающие не только учебные пособия, но также аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия, дидактический материал. Все новые технологии предусматривают также использование дополнительной литературы и мультимедийных средств, что безусловно способствует всестороннему развитию учащихся. Развитие творческих способностей позволяет актуализировать знания учащихся. Например, при подготовке индивидуальных опережающих заданий (составление презентаций по теме «Малый, средний, большой бизнес») самими учащимися. Используя интерактивную доску я составила ряд заданий по систематизации знаний учащихся по грамматической теме «виды простых предложений» (учащиеся заполнили таблицу по данной теме, привели примеры, сопоставили эту тему с курсом русского языка). Совершенствуя навыки аудирования готовлю для каждого ученика раздаточный материал по теме «Государственная промышленость». Дети переводят текст в режиме полилога составляют к тексту вопросы, находят ответы на вопросы. Проводимые заочные экскурсии по теме «Моя столица» воспитывают чувство патриотизма, чувство гордости за достижения моего государства. Мною применяются самые различные современные способы диагностики образовательного процесса (способ восприятия, уровень мотивации) Контроль и оценка знаний выступают одним из основных структурных элементов учебной деятельности учащегося и учителя. Я использую основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый, выпускной. Основными методами педагогического контроля являются тесты достижений, тесты на оценку отдельных навыков, контрольные работы, рефераты, творческие задания, устные опросы, зачеты, экзамены. Важным фактором повышения качества образования является также участие во внеклассной работе (олимпиады, конкурсы). При этом формы и виды внеклассной деятельности постоянно совершенствуются, повышая интерес учащихся к изучению государственного языка. «Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогической задачи и достижения поставленных целей».
Тренинг «Внутренний и внешний круг»
Зам.директора по ВР Самаева А.Ш.
03.11.2016г.
Посмотреть новость на сайте учреждения